Среда, 18.10.2017, 16:02
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методы обучения

Организация сетевой проектной деятельности учащихся. Из опыта работы учителя английского языка
Морозова Светлана Николаевна, учитель английского языка МБОУ СОШ с.Балтай Балтайского района Саратовской области

«Школа становится очагом духовной жизни,
 если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки...

 Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».
                                       В.А. Сухомлинский

Свое выступление мне хотелось бы начать со слов древней мудрости: можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.  Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь видимость   учебной  деятельности.

   Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний?  Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Базовые принципы системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, определяют новые формы организации образовательного процесса.  Единицей учебного процесса становится не урок, а учебная ситуация, которая требует от педагога использования методического и дидактического материала, отвечающего современным требованиям, адекватного уровню развития современных технологий и позволяющего формировать метапредметные результаты. Особое значение в новых стандартах также придается формированию  ИКТ-компетентности.

Одним из путей повышения мотивации, эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в проектную деятельность, в частности в сетевые проекты. Наш опыт проведения сетевых учебных проектов убеждает в том, что проектная деятельность является эффективной формой учебной деятельности, способствующей повышению мотивации к изучению предмета и выполнению требований ФГОС.

Три года работы над региональными сетевыми проектами "Discoverer” (у
чредителями конкурса являются кафедра филологического образования ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», Саратовское отделение Российского Фонда мира, сообщество учителей  английского языка Саратовской области  SELTA, ТГПР учителей английского языка Советского района Саратовской области) дали определенный опыт работы в данном направлении.

 Каждый год в конкурсах принимают участие 13-15 команд учащихся из разных районов Саратовской области. Темы проектов интересны и актуальны для ребят: «Texas - the Place I'd Like to visit", «Our Region: Known and Unknown», «The World of Culture».

Работа над сетевым проектом, в основном, реализуется за счет внеурочной деятельности в творческом объединении. Следует заметить, что преподаватели и обучающиеся должны получить определенный навык проектной деятельности через обычный учебный проект. Это позволит более осознанно и ответственно подходить к участию в сетевых проектах.
При организации проектной деятельности я руководствуюсь принципами и рекомендациями программы Intel, которая направлена на расширение применения передовых технологий, в том числе социальных сервисов Веб 2.0  в учебном процессе.
 
Итак, рассмотрим подробнее технологию работы над сетевым проектом.
Учебный сетевой или телекоммуникационный проект – это прежде всего совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель - исследование какой-либо проблемы, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Специфика телекоммуникационных проектов заключается прежде всего в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны, т.к. требуют привлечения знаний не из одной предметной области, как это в большинстве случаев происходит на уроке, а обязательно - интегрированного знания.

Подготовительный этап. Совместное дело начинается со знакомства. Перед началом работы над проектом наша команда создает визитную карточку в виде страницы веб-сайта для того, чтобы представиться координаторам и другим участникам. Каждая команда придумывает яркое, запоминающееся название, дает краткое описание учебного учреждения и, конечно, рассказывает о себе. Девиз команды показывает серьёзный настрой участников на успешную реализацию проекта.
 
На странице визитной карточки команды также размещена информация о сроках, этапах проекта, требованиях к работам, а также отчет о проделанной работе и ее результаты. Таким образом, учащиеся имеют возможность следить за ходом проекта.

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

 Первый этап включает в себя определение темы и цели проекта, представление и создание группы учащихся для работы над проектом. На данном этапе учитель мотивирует учащихся: на специальном стенде в кабинете вывешивает рекламу проекта, в которой указаны цели, сроки, задания, приобретаемые навыки, формы оценки участия в проекте.

Распределение учащихся по творческим группам происходит также на первом этапе.  Мы используем командную форму работы, в одну команду могут входить разновозрастные участники. Работа внутри команды может строиться по группам, с выполнением участником той или иной роли, или осуществляться индивидуально.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы исследований выносятся на обсуждение.

Цель первичного обмена мнениями: стимулирование потока идей.
Для стимулирования потока идей актуален метод «мозгового штурма». Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

На этом этапе учителю можно порекомендовать использовать следующий план:
1.Во-первых, необходимо сформулировать основополагающий вопрос, который должен  мотивировать работу над проектом. Сформулировать вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной темы. Они помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.
    
Для того, чтобы ответить на ОПВ и проблемные вопросы, ученикам придётся решить целый ряд учебных задач. Другими словами, весь проект есть расширенный ответ на основополагающий вопрос.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.).
Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в нашем сетевом проекте требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения, язык. Это всегда диалог культур.

3.Описать цели и задачи проекта. В учебных проектах цель напрямую связана с решаемой проблемой: цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы.

4.Написать краткую аннотацию проекта, которая  включает в себя: возраст участников проекта, учебные темы, которые охватываются в учебном проекте, описание основных изучаемых теоретических положений и краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследования помогут учащимся соответствующего возраста ответить на проблемные вопросы и вопросы темы учебной программы.

5.Продумать  темы самостоятельных исследований для групп учащихся. Ученики могут и самостоятельно формулировать проблемы (темы) индивидуальных исследований в  рамках заявленного проекта.

6.Продумать, какое программно-техническое обеспечение необходимо для проведения учебного проекта. Здесь же необходимо указать список веб-сайтов и литературы.

7.Прописать этапы работы над проектом.

8.Выбрать вместе с учащимися форму презентации проекта. Форма презентации может быть любая, например, информационный буклет, презентация в программе Power Point, видеоролик или представление веб-сайта.

Дальнейшая работа над проектом на этом этапе включает выбор учениками темы индивидуальных исследований. Учащиеся также планируют свою деятельность индивидуально или в группах. Мои ученики работают по следующему плану:



   При организации работы над коллективным проектом в каждой группе выбирается ответственный для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений и трудностей на пути исследования и принятия мер к их устранению.

   Осуществление работы над проектом
   Практический этап - самый сложный, но вместе с тем – самый интересный и творческий.

На данной стадии учителю необходимо скорректировать планирование самостоятельных действий учащихся на следующих этапах:

Проведение поисково-исследовательской работы: обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем.

Как очевидно, основная работа над сетевым проектом базируется на самостоятельной работе учащихся в сети. Роль учителя, в данном случае - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Но здесь учитель и ученик могут столкнуться со следующими трудностями: опыт использования Интернет-ресурсов в обучении выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации школьника, который не подготовлен к продуктивной деятельности.  Иногда процедура поиска напоминает поиск иголки в стоге сена. По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за нужной информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь дети и подавно не смогут найти то, что им требуется.

Одно из возможных решений данной проблемы связано с использованием технологии «web-квест». Веб-квест - это сайт в Интернете, который содержит проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. На страницах веб-квеста учитель предлагает учащимся готовый список ресурсов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний, исключая тем самым возможность посещения учащимися «нежелательных» сайтов.
Так, для осуществления эффективной работы над межмуниципальным сетевым проектом "Discoverer" – 2012  был создан веб-квест «Texas – the place I’d like to visit». Участники команды, учащиеся 8-9 классов нашей школы в течение 2 месяцев трудились над проектом в рамках выполнения заданий данного веб-квеста.
 
Очень важной чертой web-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:
Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
Задание (описывает конечный продукт деятельности);
Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
Заключение (подведение итогов проектной деятельности).

Таким образом, обучение становится менее ориентированным на преподавателе, а ученик становится более ответственным за свои собственные знания и сам процесс получения знаний: он должен организовать собственное время, решить какие материалы могут быть использованы для выполнения задания, в какой форме представить свою точку зрения. Преподаватель здесь скорее помощник или наставник, умело направляющий ученика к формированию навыков самообразования.

Необходимо отметить, что веб-квесты развивают критическое мышление. Учащиеся не просто собирают информацию, но и анализируют, трансформируют её, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. У них повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению продуктивности деятельности.

Организация практической работы: работа в библиотеках, экскурсии, занятия на местности, моделирование. Так, работая над одним из этапов проекта "The Wonders of Nature of Saratov Region” мы с учащимися провели несколько видов практических работ. С целью изучения исторических фактов участники проекта посетили местный краеведческий музей. Чтобы исследовать экологическую ситуацию, мы отправились исследовать парк графа Нессельроде в с.Царевщина. Группа биологов изучала флору и фауну парка, группа экологов старалась выявить экологические проблемы местности. «Историки» изучали современное состояние усадьбы. Ребята работали в библиотеках, изучая факты о родном крае. Мы работаем в тесном сотрудничестве с учителями экологии, биологии, истории и краеведения, берем интервью у представителей разных профессий, консультируясь с ними по проблемным вопросам проекта. Мы формулируем выводы, ищем пути решения проблем.

Оформление результатов работы. По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация.  В рамках работы над проектом мы вместе с ребятами осваиваем современные информационные технологии, учимся создавать онлайн-презентации в среде Prezi.com, глоги (интерактивные плакаты на Glogster.edu), ленты времени (Dipity.com). Мы учимся работать с такими интернет-сервисами, как яндекс- и Googlе-карты. Изучаем основы сайтостроения. Все эти сервисы – социальные, а значит создаваться ресурсы могут коллективно, и это качество очень полезно при работе над совместными проектами.

В ходе проекта ученики используют знания из смежных дисциплин, межпредметные связи, ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете, знакомятся с особенностями проектной методики обучения.

   Оценка и презентация проекта.
Обучая других, обучаешься сам: понимая эту закономерность, ученик, изучив что-либо, стремится рассказать об этом другим, поэтому без этапа защиты проекта (сетевого в том числе) самостоятельное исследование школьников не может считаться завершенным.

Презентация проектов происходит на уроках, на школьных и муниципальных НПК с оформлением и обсуждением результатов, подведением итогов.
В ходе защиты школьники учатся правильно держаться перед аудиторией, преодолевать застенчивость, излагать полученную информацию. Ребята сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, нужно защитить.    Остальные учащиеся и педагоги являются «экспертами», оценивающими работу группы по критериям, предложенным учителем. Они задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и высказывают пожелания, используя иностранный язык как средство общения.

Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, доклад) должен оцениваться по определенным, разработанным учителем критериям. Нам хотелось бы привести в пример критерии общей оценки проведенного исследования, которые можно предложить ученикам для качественного выполнения работ по проекту.

В конкурсе «Discoverer» работы участников оцениваются высококвалифицированными, профессиональными членами жюри. Результаты нашего участия в конкурсах всегда положительны: мы являемся победителями и призерами всех этапов.

Результаты участия учащихся в проектно-исследовательской деятельности

Год
Уровень мероприятия
Фамилия, имя учащегося
Класс
Результат участия
2012
Межмуниципальный сетевой конкурс проектов «Discoverer-2012” по теме "Texas-the place we'd like to visit"Команда "NEXT" МБОУ СОШ с.Балтай
8-9
Почетная грамота за II место
2013
Региональный сетевой конкурс проектов «Discoverer-2013” по теме "Our Region: known and unknown"
Команда "NEXT" МБОУ СОШ с.Балтай10 класс



I этап Диплом I степени
II этап Диплом I степени
III этап Диплом I степени

Сертификат за 2 место в конкурсе проектов
«Discoverer-2013, проводимого в рамках международного проекта "Устойчивые знания ради устойчивого будущего"

2014
Региональный сетевой конкурс проектов «Discoverer-2014” по теме «The World of Culture: Known and Unknown»Команда "NEXT" МБОУ СОШ с.Балтай11 класс
I этап Диплом I степени
II этап Диплом II степени

Рефлексия
. На стадии рефлексии происходит анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин неуспеха, если таковой наблюдается.

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:
- В каких видах работ ты участвовал?
- Как ты организовал свою деятельность?
- Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?
- Каким образом ты использовал компьютер?
- Чему ты научился в результате работы по проекту?
- Что нового ты узнал о себе и о товарищах в группе?
- Что в заданиях понравилось, что — нет? Почему?

Участники с удовольствием делятся своими впечатлениями от работы в сетевом проекте на странице визитной карточки команды.

Работая в сотрудничестве со сверстниками из разных районов нашей области, ребята могли понять, что всех их объединяют общие интересы, и что хотя все они разные, но всегда есть точки соприкосновения интересов. Сетевое взаимодействие участников значительно эффективнее способствует быстрому взаимообучению, усвоению способов действия, передаче опыта. Здесь формула «все обучают всех» работает особенно успешно, потому что все этапы работы над проектом на виду, и всегда можно посмотреть, как сделал сосед, сделав также или с точностью до наоборот.

Немаловажным, представляется и тот факт, что за время общей дружной работы команды не только научились ценить и гордиться своей работой, но и оценивать и обсуждать работы других команд, высказывать свою точку зрения. А ведь это и является основой реализации стандартов нового поколения.

Заключение
Итак, опыт практической работы по обучению английскому языку с помощью сетевых проектных технологий позволяет сделать вывод о том, что проекты способствуют развитию коммуникативных навыков и формированию интеллектуальных умений учащихся, развитию творческого потенциала, мотивации к учению, предметных и метапредметных знаний и умений, критического мышления, навыков самооценки;  естественным образом формируют у учащихся навыки и умения работы с иноязычным текстом и дают возможность получения аутентичной информации на изучаемом языке и возможность общения с его носителями; содействуют индивидуализации и дифференциации процесса обучения; обеспечивают доступ в открытое общество и, следовательно, осуществляют социализацию и актуализацию личности учащегося.

Участие в сетевых проектах, безусловно, предъявляет особые требования к его участникам. Учителю и учащимся необходимо: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; владеть компьютерной грамотностью; уметь использовать современные Интернет-технологии, технические оборудование; иметь практическое владение иностранным языком; наконец, уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Как видно из сказанного, требования к участникам совместного проекта достаточно высoки, хотя их можно дополнить и некоторыми "правилами хорошего тона", без чего групповая работа да еще с партнерами, находящимися на расстоянии, просто невозможна. К ним, думается, следует отнести прежде всего:
  • доброжелательность при всех обстоятельствах;
  • обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;
  • взаимопомощь в работе;
  • тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер научного исследования;
  • полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
Конечно, большая нагрузка ложится на  учителя, который организует, координирует деятельность команды, помогает решать технические вопросы. Но как приятно видеть горящие глаза детей, с каким оптимизмом они выполняют задания, а если ещё это приносит победу, то радости нет предела! Ради этого стоит пожертвовать своим личным временем.



Литература:
1.    Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.: Дрофа, 2004
2.    Полат Е.С.  Интернет во внеклассной работе по иностранному языку //Иностранные языки в школе- №5 – 2001.
3.    Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах http://archive.ntf.ru/DswMedia/47868.pdf
Категория: Методы обучения | Добавил: svena (03.03.2014)
Просмотров: 7602 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Банк Интернет-портфолио учителей Яндекс цитирования Каталог сайтов 'Российское образование в сети'